Новая схема поддержки ВИЭ: углеродный налог

Новая схема поддержки ВИЭ: углеродный налог

Независимо от результата кулуарной борьбы в энергосекторе за очередной кусок "пирога" в 10,25 млрд грн госбанков, реальные проблемы функционирования энергетического рынка никуда не исчезнут.

Энергетические компании будут продолжать разрывать и стремительно вести их к банкротству.

Порочная практика перекрестного субсидирования влечет за собой цепочку смежных проблем, а они нарастают и приводят к финансовым и имиджевых потерь каждого из участников.

Для "здоровой" работы энергетического рынка необходимо разработать и внедрить автономные рычаги управления с меньшим количеством подвязанных участников, сбалансируют рынок и при системной работе ликвидируют убытки.

В противном случае, постоянное "проедание" денег приведет к формированию еще большей "дыры". Доказательством является прогнозный объем спецзобовьязань на 2021, около 40 млрд грн для субсидирования "зеленых" (осуществляется "Укрэнерго") и 50 млрд грн для льготных тарифов для населения (осуществляется "Энергоатомом").

Деньги не приходят ниоткуда и всегда ложатся тяжелым бременем обязательств на плечи наиболее уязвимых - потребителей. Таким образом, мы касаемся "болезненных" мест - поднятие тарифов, а это уже становится активатором не только экономических, но также политических трансформаций и "тарифных площадей".

Все это доказывает, что перекрестное субсидирование деформирует рынок и не дает возможности развиваться.
НЭК "Укрэнерго" и НАЭК "Энергоатом" - компании с огромным потенциалом, которые за счет несвойственных, но навязанных им функций практически превратились в банкротов.

Не стоит замалчивать и о фактах "ручных" решений вопросов в пользу определенных трейдеров цене убытков государственных энергокомпаний "Энергоатом" и "Центрэнерго".

Что же позволит оптимизировать и автоматизировать работу энергетического сектора, сделать рынок сбалансированным и ликвидным, а госпредприятиям оставить только присущий им функционал?

Начнем с того, что Украина, как торговый партнер ЕС, должна имплементировать нормы, связанные с противодействием изменению климата, в рамках уже существующих обязательств по Договорам Ассоциации с ЕС и Энергетического Сообщества и с учетом программы European Green Deal.

Также ЕС планирует быстро (в течение 1-2 лет) ввести в действие Cross Border Adjustment Mechanism, при котором будет облагаться экспортирована в ЕС продукция с углеродным следом.

Это означает, что в Украине есть максимум два года на то, чтобы начать процесс декарбонизации промышленности.

ЕС остается главным экономическим партнером Украины - удельный вес торговли товарами и услугами составляет более 40% от общего объема торговли.

Если продукция экспортируется из Украины, подпадает под углеродный налог, то это уменьшает поступления валютной выручки, поступлений в госбюджет и, как следствие, снизит рост доходов и занятости населения.

Это к тому, что "проскочить между каплями" и угодить всем уже не получится - экспортеры не смогут развивать свой бизнес так, как раньше.

Вуглемисткисть практически всех украинских товаров выше, чем в европейских аналогов. В результате введения углеродного налога дополнительные платежи украинских компаний при экспорте в ЕС могут вырасти на 600 млн евро в год.

Нам терять нечего, и это хороший шанс использовать ситуацию в национальных интересах.

Украина должна ввести (перезагрузить) углеродный налог, сформировать углеродный фонд и сделать его главным источником дотаций для украинской энергетики.

Это здоровый шаг к наполнению национального, а не европейского бюджета, поддержки производителей ВИЭ и как бы это пафосно ни звучало, к сохранению окружающей среды. Никто не отменял Парижское соглашение, которое мы ратифицировали.

Объем выбросов в 2019 году по данным Государственной службы статистики Украины, составил 121 300 000 тонн. Для того, чтобы наши "зеленые сертификаты" работали в Европе, мы должны не только облагать СО2, но и вводить СО2 коэффициенты как минимум для 6-ти антропогенных выбросов.

И тогда объем выбросов, облагается налогом, увеличится до 300 млн тонн ежегодно. Их стоимость в Европе составляет 25 евро за тонну, в то время как в Украине эта цифра будет равняться хотя бы до 10 евро - мы ежегодно получаем более 100 млрд грн дополнительных поступлений.

Это как раз та сумма, которая нужна для поддержки "зеленых" и населения.

"Зеленые сертификаты" станут зеленым светом для нашей промышленности для выхода на европейский рынок и дадут возможность в будущем суммарно значительно снизить торговая пошлина к экспорту в ЕС.

Если разницу между рыночной ценой и "зеленому" тарифу покрывать за счет углеродного фонда - она ​​перестанет быть "костью в горле" и этот источник будет более стабильным.

Это скажется и на цене РДН (рынок на сутки вперед), которая вскоре повысится (за счет ТЭС), а значит разница (масштабы субсидирования) значительно уменьшится.

Более того, необходимо позволить производителям ВИЭ выходить из балансирующей группы ГарПоку (ГП "Гарантированный покупатель"), объединяться между собой и продавать "зеленую" энергию потребителям напрямую.

Роль посредничества ГарПоку тогда сведется к оплате разницы между размером обещанного "зеленого" тарифа и индикативным продажей ГарПоку. 

При этом, если "зеленые" по прямым договорам торговать эффективнее ГарПоку - дополнительный профит оставаться им, поскольку все равно будет покрываться разница между «зеленому» тарифу и индикативным продажей. 

Все эти процессы запустят рыночные механизмы, значительно увеличат эффективность торгов, ликвидность и размер конкурентного сегмента рынка. 

Рынок станет финансово дисциплинированным, мы сможем вернуть доверие международных институтов и вдохнем новую жизнь в отрасль. А самое главное - "зеленый" вектор изменит свое направление и вместо вечной проблемы станет консолидирующим фактором.